Вода таки пришла, котики, весенний сплав состоялся. Ура!
А собрать в одной группе лодку ПВХ, китайскую грелку марки Интекс, вёсельную лодку типа «Мечта рыболова» и парусный катамаран — это с ходу заявка на успех.
Задумка была такова — группа на лодках стартует (я сказала стартует :-) рано утром с верховьев (46 км от устья). Ниже по течению, где уже точно нет завалов и узких мест, присоединяется катамаран, и дальше все вместе плывут в Тарусу и впадают в Оку.
C тарусским такси у нас уже сложилась своеобразная традиция: каждый год мы заранее заказываем у них машину, каждый год мы им говорим, что нас будет много и мы повезём лодки и кучу другого барахла. Каждый год они говорят, что пришлют нам что-нибудь повместительнее, а потом в день поездки к нам приезжает кто?
Правильно, Volvo S60, Мерседес Е-класса, Рено Логан или пятнашка. С непременным детским креслом, канистрой масла и комплектом колпаков в багажнике. Далее таксист окидывает взглядом нашу группу, чешет голову и говорит «Как же мы поедем, вам надо было что-то побольше заказывать». Дальше мы занимаем собой весь полезный объём автомобиля, а таксист рулит, выглядывая из-за детского кресла у него на коленках.
Но в этот раз Такси «Ромашка» решило отойти от традиции и прислало нам Ларгус.
Надувные лодки — это быстро и просто, не надо собирать какие-то дикие каркасы из миллиона алюминиевых трубок, потом поправлять-расправлять-натягивать на них шкуры, а в конце разбирать и паковать всё это добро. Просто
Ну а теперь подробнее про наши сплавсредства.
Безусловно, самый отмороженный вариант — это китаец менее чем за 3000 рублей из отдела «Сад и огород» в Метро. По китайской классификации — это двухместная лодка, но даже одному некитайскому человеку с минимальным грузом уже тесновато, а ведь для кого-то делают ещё и одноместный вариант. Зато название боевое — Intex Seahawk, то бишь морской сокол :-)
Надо заметить, что лодка за свои деньги вполне себе ничего, шкура сделана именно из ПВХ с плетёной подложкой, а не из обложки от советского дневника. Надувное дно и вёсла в комплекте. Есть вопросы лишь к толщине материала, он гораздо тоньше, чем на «взрослых» лодках, и, соответственно, любой шкуродёр может стать для Сихока последним.
Так или иначе, никаких повреждений, несмотря на экскурсы в кусты и жёсткие торможения о берег, лодка не получила. Да и в прошлом году несколько километров волоком по льду никакого ущерба ей не нанесли.
Для спокойных рек рядом с цивилизацией вполне можно брать. Несомненный плюс — компактность и малый вес.
«Мечта рыболова» — это другой полюс. Для сплава она, на первый взгляд, она вообще никаким боком. Слишком широкая, чтобы грести одним веслом, как на каноэ. Слишком неповоротливая для узких и быстрых мест. Слишком чугунная, чтобы в случае чего тащить на себе.
Но есть и большой плюс — в любой непонятной ситуации можно просто складывать вёсла и отдаваться на волю стихии: перевернуть или пропороть такую лодку рекам вроде Таруски практически не под силу. Ну и несмотря на вес и отсутствие надувного дна эта лодка была не медленнее Интекса, а вот поклажи в неё входило изрядно.
Мой вариант — лодка Тузик 2. Она медленнее любой байдарки, в ней не так много места и нет отсеков для багажа, у неё огромная парусность, она вчетверо дороже Интекса, но это лодка на все случаи жизни. Её можно кинуть в багажник «на всякий случай», на ней можно выехать на рыбалку, при необходимости даже вдвоём, ей по плечу 330 км шкуродёра и пороги четвёртой категории. Если нужен универсальный вариант, рекомендую.
Также горячо рекомендую наш маршрут по Таруске тем, кто впервые держит в руках весло. После старта от моста между Ям-Крестами и Латынино вас ждёт около пяти километров спокойной реки без каких-бы то ни было препятствий. Этого как раз хватает, чтобы освоиться в лодке, научиться держать прямую и поворачивать.
Дальше река сузится, течение ускорится, начнут появляться перекаты и первые сливы. Сложность реки начнёт постоянно возрастать, но ровно в той мере, чтобы новичок смог справиться с ситуацией.
А вот если сразу начать со сложного, то вы будете много купаться в холодной воде. В 2012-м вместе с yujnyj51 мы допустили такую ошибку на Беспуте в Тульской области. Быстрое течение, разнообразные препятствия, узкие проходы — и как результат уже в течение первого километра искупались двое. Зато было весело и у Ильи получилось отличное кино:
Чем хорошо путешествовать по воде? Тем, что ты движешься вперёд вне зависимости от физических усилий. Можно навалиться на вёсла и идти на скорость, можно удобно откинуться и наслаждаться тишиной, общаясь с друзьями за кружкой чая. Картинка вокруг при этом будет постоянно меняться. Так не получится ни на велосипеде, ни пешком, ни на машине.
«А где же катамаран?» — спросите вы. А он в это время был ещё на стапелях.
Изначально парусный катамаран «Ветер» — это вариант для открытой воды, не предназначенный для сплавов. Именно в такой конфигурации + мотор мы ходили на нём в далёком 2008-м году в Карелии.
Но если убрать мачту и парус, а на поплавки для защиты от камней натянуть баллоны от отжившего своё «Витязя», то получается мощный боевой снаряд.
На берег он поехал уже в собранном и надутом виде. Пожалуйста, расскажите, как удобны и незаменимы пикапы, и какой головняк и морока с прицепом :-)
У моста в Лопатино группа воссоединилась. Позади было уже 26 километров, вшестером нам предстояло пройти ещё 20. По опорам мостов можно судить об уровне воды в лучшие годы.
Ушли мы правда недалеко, время шло к обеду. С едой на сплавы можно не запариваться и брать любые продукты в любых сочетаниях, главное побольше, да понажористее. Красный Доширак, паштеты «Главпродукт», сервелаты «Красная цена» и карамельки «Москвичка» заходят с небывалой лёгкостью и растворяются в организме без следа :-)
А вот с алкоголем всё просто: синька на воде недопустима. Спасжилетами тоже не стоит пренебрегать: плавается в полном снаряжении да в пятиградусной водичке бодро, но недолго. По поводу касок сложно сказать: с одной стороны, вроде бы и надо, с другой — особых скоростей нет и биться головой в принципе не обо что.
Длинные болотные сапоги, а тем более химза — это вообще суицид. Без спасжилета есть вариант всплыть ногами вверх, а вот дальнейшее развитие событий уже будет зависеть от ловкости и выносливости исполнителя. Вылезать на берег, когда у тебя в каждом сапоге по 30 литров воды тоже не так-то просто. Лучше, конечно, за бортом не оказываться, но не всегда так получается :-)
После обеда стало понятно, что за счёт малой осадки и узких поплавков у катамарана какой-то просто немыслимый ход. Лодочники наматывались на вёсла, выбивались из сил, но катамаран с лёгкостью ускользал вперёд.
Подвесной мост в Истомино до последнего времени находился в аварийном состоянии, и не в последнюю очередь из-за своего низкого расположения над водой: в пиковые паводки его закручивало течением и набивающимся мусором. Сейчас мост отремонтировали, металлический каркас переварили и покрасили, дощатый настил полностью заменили. Дел на 20 000 рублей, а место сразу стало в сто раз лучше.
Вообще мосты на Таруске явление частое. Пять действующих автомобильных, ещё один недостроенный и вот этот подвесной — и всё это на участке дороги в 30 км.
Самый длинный и высокий из них находится на Тарусской окружной. К этому моменту мы уже привязали все лодки к катамарану, так как ликвидировать разрыв в скоростях можно было лишь таким способом. Отдыхающие на берегах очень живо на нас реагировали, рыбаки всегда делали вид, что нас нет :-)
Так незаметно пролетел целый день.
Обычно ближе к финишу как-то сами собой включаются скорости, лишь бы быстрее оказаться дома. Но в этот раз, чем ближе мы подходили к Оке, тем меньше хотелось куда-то торопиться. Потрясающий тёплый день, пробуждающаяся после зимы природа и отличная компания. Большего и желать невозможно.
Больше фотографий смотрите на ВК, а в следующий раз поговорим о водных походах как явлении, о необходимом снаряжении, ну и, конечно, о финансовой стороне вопроса.