scorokhod


Ю а вьюин Скороход'с джорнал


Previous Entry Share Next Entry
Суворов
scorokhod


Самая заметная во всех смыслах достопримечательность Суворова — Черепетская ГРЭС, крупнейшая на момент строительства теплоэлектростанция Европы, работающая на сверхкритических параметрах пара (впервые в СССР) и использующая агрегаты большой единичной мощности.

Строительство первой очереди станции началось в 1949 году, недалеко от деревни Суворово.



Стройка продвигалась достаточно быстро. В декабре 1953-го года был запущен первый блок, деревня превратилась в многотысячный город энергетиков, а станция стояла уже не в чистом поле,



а на берегу водохранилища.



Существует два основных способа охлаждения отработавшего в турбинах электростанций: пар может охлаждаться либо в башнях-охладителях (градирнях), либо, если позволяют условия, — в прудах-охладителях. На Черепетской ГРЭС был выбран второй способ.

Именно так на реке Черепеть в 1953 появилось Черепетское водохранилище. В зону подтопления попали две деревни — Воробьёвка и Катино. Всего лишь несколько месяцев понадобилось, чтобы кардинальным образом изменить карту района.



С 1954 под 1958 были введены в строй все четыре энергоблока первой очереди (4х150 МВт), а в 1960 году началось строительство второй очереди (3 блока по 300 МВт). Последний, седьмой, блок станции был запущен в 1966 году.

В настоящее время работают все блоки, кроме четвёртого, у него вышла из строя турбина и один из котлов. В среднем каждый блок безостановочно работает от двух недель до двух месяцев.



В отличие от котлов первой очереди, рассчитанных на Подмосковный бурый уголь, на второй очереди в качестве топлива использовали Донецкий, а затем Кузбасский уголь.

Оказывается станцию топят совсем не так, как паровоз, кочегаров с лопатами здесь уж точно нет :-)

Прежде всего, уголь вагонами завозят на открытый склад угля (хорошо виден на спутниковых снимках). Его захватывет кран-перегружатель, пересыпает в приемный бункер, далее по системе транспортеров уголь попадает в дробилки, затем по мере необходимости — в шаровые мельницы, где дробится в пыль, которая отделяется в циклонах от воздуха и запасается в бункерах. Уже отсюда пыль, смешиваясь с горячим водухом, подаётся в горелки, где сгорает почти моментально как газ. Спекшиеся кусочки шлака падают вниз, то что вылетает с газами, оседает на электрофильтрах.



После развала Советского Союза, а спустя некоторое время и угледобывающих предприятий Тульской области, котлы первой очереди были переоборудованы под каменный уголь, а в окрестностях Суворова резко прибавилось годных абандонов.



За прошедшие с момента запуска второй очереди десятилетия, станция изменилась несильно. Основное отличие — вместо трёх коротких труб первой очереди высотой около 120 метров, переставших удовлетворять экологическим нормам, была построена 180-метровая труба, аналогичная трубе второй очереди.

У крайней правой, обрезанной трубы, тёмное прошлое. В своё время она пошла трещинами, её решили демонтировать, обрушивая стенки внутрь, начиная с вершины. Обломившийся в какой-то момент фрагмент трубы оказался слишком велик, и, падая вниз, увлёк за собой двоих промальпинистов.



Но оставим на время станцию и отправимся к шахте, отмеченной флагом. Дорога проходит через более или менее живые посёлки Агеево и Центральный, а вот шахтерский посёлок Глубоковский находится, по большей части, примерно в таком состоянии.



Забравшись для осмотра окрестностей на первый попавшийся террикон, понимаем, что есть террикон и повыше :-) Перебираемся на него.



На юге видны лишь окрестные деревни и обширные леса, где раньше располагалась Засечная черта.



Запад, в свою очередь, поражает плотностью абандонов.



Тут и заброшенные шахты с терриконами, похожими на масштабную копию зимней Фудзи (пруфпик),



и недостроенные корпуса завода Точмаш,



и абандоны поменьше, назначение которых нам пока неизвестно.



Для исследования всех этих объектов явно недостаточно короткого зимнего дня. Уже после поездки выяснилось, что на самом деле объектов ещё больше.

Ну а мы тем временем возвращаемся на станцию и отправляемся на плотину-струераспределитель, — пожалуй, самую интересную часть ГРЭС, доступную всем желающим. Отсюда, с вершины террикона, до неё чуть более четырёх километров по прямой или пятнадцать км по дороге.



Насосная станция подаёт воду внутрь ГРЭС, где она, охлаждая пар, нагревается в среднем на 10 градусов, после чего попадает в искусственный канал.



Канал примерно у центра водохранилища оканчивается струераспределителем, через который подогретая вода возвращается обратно, в искусственное озеро.



Ходить по струераспределителю , как вы понимаете нельзя, имеется даже специальная табличка,



но, как несложно догадаться, её мало кто замечает.



Здесь можно не просто ходить, а, например, прийти и выкинуть ненужную грузовую покрышку.



Тёплая вода создаёт благоприятные условия для разведения рыбы. Местный рыбхоз выращивает форель, карпа, стерлядь, осетра, толстолобика, амуров и другие виды рыб, а в оставшееся время борется с браконьерами.



Возможно, рассказ продолжался бы и далее, но тут закончился световой день. К сожалению, непосещённым остался сам город, недействующий ж/д мост, вот это замечательное место.

За помощь в подготовке этого материала огромное спасибо ak_io. Он знает о Черепетской ГРЭС, Суворове и его окрестностях больше, чем любой другой ЖЖ-юзер. А под замком у него вообще хранятся уникальные материалы. Впрочем, я итак уже, кажется, сказал слишком много…

P.S. Ссылки для самостоятельного изучения:

1. История Черепетской ГРЭС в картинках.

2. Фотоальбом «Черепетская ГРЭС. Как всё начиналось». Станция изнутри и снаружи в 50-70-е годы XX в. Некоторые снимки использованы в этом посте.

3. Немного о Д. Г. Жимерине, человеке, именем которого в 2006 году названа станция.

4. Суворов и окрестности на Викимапии.

P.P.S. Картинка, которой не хватило текста :-)




  • 1
Спасибо! Интересно очень!

До весны можно успеть походить по всем этим местам самостоятельно. Так что приезжайте.

Класс! Интересно было почитать!

Зимняя масштабная копия Фудзи порадовала.
По гидросороужениям, на самом деле, нельзя было ходить во время весенне-летнего запрета на лов рыбы и проходы на дамбу и мосты были закрыты на замок, но и тогда некоторые личности преодолевали запреты.
Хорошее фото с рыбхозом, к нему сложно подобраться с этой стороны.

В целом годный отчет.

У нас навигатор не знал к нему дороги, поэтому заходили мы пешком от ж/д вокзала, постоянно упираясь в частный сектор, отходя обратно к ж/д полотну и снова упираясь в частный сектор.

Там еще церковь есть разрушенная: http://sobory.ru/article/index.html?object=12831

С развитой системой подвалов :-). Были но не снимали.

гуд
заставил полезть в викимапию за изучением окресностей г.суворова

Там реально есть где полазить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account