scorokhod


Ю а вьюин Скороход'с джорнал


Previous Entry Share Next Entry
О том, как правильно спать за рулём
scorokhod
muph поднял намедни у себя в журнале тему ночной езды на выживание.

Тема эта мне знакома и близка, мой рекорд — 1500 км за 22 часа в одно лицо с минимально возможными остановками, лишь чтобы заправить машину и перекусить. То есть, можно сказать, без отдыха.

КДПВ

Я не любитель подобных поездок, но иногда выбора не остаётся, и нужно непременно быть в точке Б не позже определённого времени. Типичные советы вроде "как следует выспитесь перед дорогой", "лучше отправляться в дорогу во вторник утром", "не проводите за рулём более часа без отдыха" в этом случае, мягко говоря, неактуальны.

Во-первых, нужно отдавать себе отчёт в том, что большинство народных средств по борьбе со сном малоэффективны и полагаться на них не стоит.

а) Открытые окна. Не помогают. По машине гуляют сквозняки, пассажиры зарабатывают насморк на утро, но спать от этого меньше не хочется. Высунув лицо в окно и проехав так минуту-другую, получаешь заряд бодрости, но лишь до того момента, как лицо вновь не окажется в теплом салоне.

б) Периодические остановки. Помогают. Минут на пятнадцать.

в) Громкая музыка. Не помогает. Однажды я, работая на выпускном, уже ближе к утру, присел на стул рядом со стоваттной колонкой. Усталость была столь велика, что через минуту я уже спал.

в) Спящий справа пассажир — это зло, но даже с активным собеседником легко засыпается. Вот ты говоришь что-то в ответ, но мысль путается, внятно выговаривать слова невыносимо тяжело. Речь прерывается, в голове возникают мысли, не озвучиваемые вслух и всё дальше уходящие от темы разговора. Вы спите.

Не так, чтобы богатырским сном, но это некое переходное состояние, близкое к состоянию сновидений. Отсюда есть два пути: либо вы подхватываете падающую голову и вновь врываетесь в мир дороги и скорости, с неожиданно громкими звуками и слепящими огнями, либо окончательно засыпаете и едете дальше, уже в качестве пассажира.

г) Петь песни, мотать головой, проявлять вообще любую двигательную активность. Не помогает. Сигналы со стороны мозга становятся всё слабее, уменьшается амплитуда и частота движений, и вы постепенно отправляетесь в состояние, описанное чуть выше.

Нужно чётко понимать, что самостоятельно зафиксировать процесс перехода от бодрствования ко сну невозможно, процесс засыпания очень тонок и неуловим. В качестве эксперимента, можете запустить программу, оглашающую текущее время каждую минуту, а завтра с утра попытаться вспомнить последнее услышанное значение.

Поэтому действовать нужно на опережение, сразу при появлении первых проявлений залипания.

Так как же не уснуть за рулём?

а) Жрать. Еда, попавшая в организм, запускает определенные процессы, несовместимые со сном. Чипсы, шоколадные батончики, орехи, — в общем всё, что нужно периодически откусывать/доставать из пачки, отлично помогают не заснуть. К тому же эффект держится некоторое время после еды. Да и вообще, я не разу не слышал об уснувшем за рулём человеке со Сникерсом в руках.

б) Пить. Во время этого процесса невозможно уснуть. Это когда едешь со скошенными глазами, повернув голову набок (чтобы рука с напитком не перекрывала обзор) и втянутой в туловище шеей (чтобы бутылка в потолок не упиралась) и пытаешься в такой позе не подавиться газировкой, когда машина подпрыгивает на неровностях. К тому же, когда много пьёшь, хочется пИсать, а уснуть с таким желанием куда сложнее.

в) Энергетики. Лучше оставить на конец дороги. Приход от энергетиков, несомненно, есть, но они не придают новых сил организму, а только быстрее вытягивают оставшиеся. Когда действие кофеина/таурина сходит на нет, спать хочется с удвоенной силой, а соответственно, чтобы и дальше бодрствовать, нужно принять двойную дозу.

г) Остановиться на полчаса и поспать. Наиболее радикальный и эффективный вариант. Во-первых, это позволит ощутимо восстановить силы, во-вторых, реально оценить степень своей усталости. Поясню на примере.

В апреле ездили на два выходных за 1100 км. Где-то на середине пути стало ясно, что дальше ехать просто невозможно. Песни, разговоры, окна нараспашку — всё без толку. Полчаса сна — и ни намёка на усталость до самого финиша.

В мае таким же макаром пытались в один присест доехать от Баскунчака до Московской области. Уже в Тамбовской области степень залипания достигла критического уровня. Остановились на стоянке, поставили будильник и дружно вырубились, даже не раскладывая сиденья.

Будильник, верещащий каждые 10 минут, никто не услышал, проснулись мы только через пару часов и, слегка размявшись, двинулись в путь.

Как ни странно, но через полчаса заряд кончился.

Ещё два часа сна. Проснулись засветло. Зарядка, горячий чай и снова в путь. Несмотря на совокупные четыре часа сна, и утро за окном, спустя километров 40 снова пришлось останавливаться. В очередной раз все вырубились дружно и сразу.

И только ещё через три часа усталость уже ничем не напоминала о себе.

Разумеется, в этом случае ни о каком прибытии в срок речи не идёт, но ехать в состоянии, когда побороть усталость не в силах даже сон, себе дороже.

Ну и напоследок история, произошедшая с нами в прошлом году. Как раз из тех, которые затем вспоминаешь с улыбкой на лице, но попадать в которые ещё раз совершенно не хочешь.

Итак, ехали мы в прошлом августе из Архангельской области в сторону Питера.

Было уже далеко за полночь, шёл дождь. Разбитая до невозможности дорога засасывала свет фар, глубокие ямы скрывала вода.
В общем, это был выматывающий слалом на скорости 40 км/ч с резкими торможениями и метаниями из полосы в полосу.

Выехав на трассу Мурманск-Питер мы вздохнули с облегчением, а где-то километров за сто до Питера дорога стала просто великолепной, с идеальным асфальтом и яркой разметкой.

Вот тут то и начало рубить со страшной силой. Останавливаемся на широкой обочине, включаем аварийку, ну а дальше всё почти так, как писал выше. Будильник на час вперед был проигнорирован, а разбужен я был страшным криком напарника "Блять, мы тонем!"

Открываю глаза. Вокруг во все стороны водяная гладь, машина покачивается на волнах, где-то далеко на берегу поблескивают огни. Мощнейший выброс адреналина, пара секунд сумашедших метаний и затем мягкое такое возвращение в реальность.

Мы стоим на той же самой обочине, свежий чёрный асфальт, заливаемый идущим дождём, в свете попутных и встречных машин неотличим от поверхности воды. А машину раскачали потоком воздуха несколько пролетевших мимо фур.

Спать в эту ночь больше не хотелось.
Tags:

  • 1
ночью вообще лучше не ездить, на своем личном опыте и на опыте упертых друзей наглядно вижу что профит от выезда в ночь нулевой

Имеешь в виду не ездить ночью после дня за рулём или в принципе не ездить ночью?

По мне, так как следует выспаться и поехать в ночь по пустой дороге — милое дело.

бывает нужно больше тыщи за сутки или быстрее, особенно если поездки по делу. например, я живое зверье регулярно вожу, ему принципиально.
ну и мы, например, почти никогда не пользуемся мотелями (да бывает и нет ни одного километров на 500 трассы), бывает собираешься встать с палаткой - а тут ливень такой, что вымокнешь до нитки до того, как ее из багажника достанешь.

А поскажите по каким трассам нет мотелей с интервалом более 500 километров? Я пока знаю только участок Чита-Хабаровск.

ну не только же федералки.
скажем в Карелии между Медвежьегорском и Сортавалой (через Юстозеро), по-моему, нету ни одного.

петь помогает.
не могу сказать, что я регулярно езжу >1500 в одно рыло, но делал это не раз и не два, рекорд за сутки зашкаливает и к 2000 приближается.
последний раз на этой неделе песен хватило от Кириллова до Мытищ.
начинаю одновременно с переходом на энергетики. а если еще хором, с удачным штурманом.
кроме всего прочего, хороший индикатор: когда перестаешь попадать в мелодию и унисон, самое время для 10 минут сна на руле. Петь надо громко - тут кроме необходимости концентрировать внимание имеется еще правильное (не сонное) дыхание и насыщение башки кислородом.
ну а если совсем сил нет, то режим - 10 (20) минут до обочины - 100-150 км живой помогает, но опасно и с точки зрения влететь, и с точки зрения что злодеи на обочинах таких караулят.

Петь от Кириллова до Мытищ - это мощно, не каждые связки выдержат :-)

А что за злодеи на обочинах и кого они караулят?

ну в прошлом году серийные убийства на трассе Дон, в этом скутериста в Сибири.
я не хочу сказать, что на вас непременно нападут и убьют, но
остановившийся на обочине автомобиль со спящими точно привлекает ненужно внимание
криминала.
а когда падаешь от усталости, то сил дотянуть до поста или стоянки дальнобоя может и не остаться. тем более там тоже - те еще места для поспать

Не только связки, но и соседние уши тоже!

Кофейные зерна грызть очень помогает :)
А вообще, экспериментов на выживание стараюсь не ставить больше, стареем наверное :) хотя, бывало больше 1000 без остановок проезжала

Эксперименты на выживание заранее обречены на провал, поэтому не нужно себя ограничивать. Главное - расчитать силы так, чтобы их хватило на как можно большее количество экспериментов :-)

картинку в тему подобрал)

Ты меня прям сподвиг написать на автомобильную тему. Сегодня ожидается вторая серия :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account