scorokhod


Ю а вьюин Скороход'с джорнал


Previous Entry Share Next Entry
Мамаев Курган
scorokhod
Мамаев курган — один из немногих памятников ВОВ, которые действительно работают. Обелиски, что есть в каждой деревне, стелы, танки с самолётами на постаментах, — всё это лишь напоминание о важном событии в истории страны, произошедшем в 40-х годах XX века и коснувшемся почти каждого. Но не тебя лично.

Комплекс на Мамаевом кургане, в отличие от них, затрагивает не разум, а чувства. Находясь здесь явно или неявно ощущаешь причастность к тому, что происходило на этом месте шестьдесят с лишним лет назад. Сложно понять механизм этого воздействия, но комплекс на Поклонной горе в Москве не цепляет, а Мамаев курган цепляет.

Мамаев курган

Надпись на ступенях входной группы видна ещё из окна трамвая.
От высшей точки кургана — площадки, на которой стоит «Родина-мать», — нас отделяет километр с лишним пути и ровно двести ступеней (по числу дней Сталинградской битвы).



Сразу за центральной лестницей начинается аллея тополей. Сегодня, 10 мая, она украшена флагами.



Правда сейчас это, скорее, аллея полутополей. В 2006-м году деревья зачем-то укоротили. До этого аллея выглядела так.


©volfoto.ru

Монумент на площади «Стоявших насмерть!» обладает исключительной мощью.

Скульптура «Стоять насмерть!» на Мамаевом кургане

«Это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу — несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы». Это слова Евгения Вучетича, автора мемориала.

Прообразом солдата-защитника Сталинграда стал Василий Чуйков, командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, военный консультант мемориала и просто друг Вучетича



Да и вообще, «настоящий мужчина» пятидесятых выглядел именно так. Для сравнения знаменитый плакат «Бдительность — наше оружие», выпущенный в 1953 году.


©retropost.ru

Лестница, ведущая на следующий уровень, с двух сторон окружена стенами-руинами, символизирующими разрушенный в боях, но непобеждённый город.

Стены-руины на Мамаевом кургане

Высота стен — до 18 метров, длина — 46 метров. Чтобы оценить масштаб сооружения, на левой стене установлена скульптура бойца в натуральную величину.



К размещению камер видеонаблюдения тоже подошли творчески.



Лестница, проходя между стенами-руинами, выходит на площадь Героев. Большую её часть занимает бассейн.



Шесть скульптур слева воплощают застывший в бетоне ответ на вопрос, задаваемый со стены напротив: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».



К слову, эти скульптуры, ровно как и все остальные, сделаны из железобетона. Такое решение серьёзно удешевило строительство, но, к сожалению, отрицательно сказалось на долговечности.

На другом конце площади Героев находится подпорная стена, удерживающая от сползания холм, на котором стоит Родина-мать.

Изначально статуя должна была быть вдвое ниже. Фундамент уже был готов, но в этот момент было принято решение сделать Родину-мать выше. Чтобы основание могло выдержать возросшую массу, его «пригрузили» 150 000 тонн земли. Братская могила, в которой покоятся более 34 000 воинов, оказалась под восьмиметровым слоем грунта.



Контррельеф, высеченный на подпорной стене, посвящён победе советских войск в Сталинградской битве и началу контрнаступления. И здесь нашлось место Ильичу.



По тоннелю, проложенному в толще подпорной стены, можно пройти в Зал воинской Славы или, как его ещё называют, пантеон Славы. Он посвящен павшим защитникам Сталинграда.

Пантеон Славы на Мамаевом кургане

На 34-х знаменах, выполненных в виде мозаики, начертаны имена 7200 воинов, погибших в Сталинградской битве.



С девяти утра до восьми вечера у Вечного огня несут службу солдаты роты Почётного караула.



Пандус, проложенный вдоль стены пантеона Славы выводит на площадь Скорби. На её противоположном конце установлен памятник скорбящей матери.

Памятник скорбящей матери на Мамаевом кургане

Ну а мы по серпантину, вдоль которого установлены надгробья Героев Советского союза, защищавших Сталинград, поднимаемся к подножью главного монумента ансамбля «Родина-мать зовёт».

Монумент «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане

Отсюда открывается отличный вид на город и на Волгу. Позади остаётся храм Всех Святых, открытый в 2005 году.

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане

Постамент, издалека кажущийся почти плоским, оказывается выше человеческого роста.

Храм Всех Святых на Мамаевом кургане

Вид отсюда открывается … эмм … в общем, Родина действительно мать, а не отец :-)



На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в мире. Её рост — 52 метра, вес — 8 000 тонн, высота с мечом — 85 метров. Статуя Свободы вместе с факелом нашей матери по плечо (46 м), а знаменитый Колосс Родосский вовсе дышит в пупок (36 м).

Родина-мать никак не прикреплена к постаменту, она стоит как статуэтка на камине. За 40 с лишним лет в результате усадки фундамента, верхушка меча сместилась на 20 см, это 75% от допустимого отклонения.



Внутри статуя полая, «корка» из напряжённого бетона толщиной 30 см держится на несущем каркасе, поддерживаемом тросами. В голове расположен люк, через который альпинисты подбираются к верхушке скульптуры снаружи. С головы можно спуститься по приставной лестнице на плечо. Отсюда по руке пройти к мечу, и даже забраться в него, внутри он также полый.

Сейчас в острие меча прорезаны жалюзи для уменьшения ветровой нагрузки. Первый меч был «глухим» и состоял из каркаса и листов титана, пришитых к нему. На сильном ветру листы отрывались и хлопали по каркасу, издавая сильные неприятные звуки, а раскачку меча можно было увидеть невооруженным глазом. Поэтому в ходе реставрации 1972 года Родине-матери вручили другой меч, его мы видим и поныне.
За состоянием монумента ведутся постоянные наблюдения. Бетон имеет свойство трескаться и впитывать влагу, поэтому статую обрабатывают гидрофобным раствором, а все трещины заносят в специальную карту.

Даже в наше время Родина-мать вызывает восторг и восхищение. Да, уже есть более высокие статуи, но они более «сгруппированы», более компактны по ширине, более статичны. Родина-мать же застыла в порыве, в движении вперёд. Надо заметить, что это заслуга не только скульптора Вучетича, но и конструктора Никитина. Меч на вытянутой руке и развевающийся платок — во многом его достижение.

Это не всё, что можно посмотреть на Мамаевом кургане. Подробный обзор есть на volfoto.ru.

Для тех, кто не любит читать, сняли документальный фильм.



Ну а у следующий пост будет посвящён музею-панораме «Сталинградская битва».

?

Log in

No account? Create an account